Дизельный или бензиновый - выбор и преимущества мотоблоков
Садовая техника и инвентарь

Дизельный или бензиновый - выбор и преимущества мотоблоков

4 апреля 2022

Просмотры

3.8K

просмотров

Время чтения

Примерное время чтения

~22 мин.

Наступил сезон мотокультиваторов и мотоблоков. Фермеры, садоводы и огородники начинают подготавливать свои участки к посадкам, для этого им необходима надежная, эффективная и производительная техника, которая станет отличным помощником для сельскохозяйственных работ. Про мотокультиваторы мы рассказали в этой статье, пришло время поговорить об их более мощных собратьях — про мотоблоки или как их ещё называют «пешие тракторы».

Как правильно подойти к выбору мотоблока, на какие основные технические характеристики опираться, для того чтобы подобрать наиболее походящий мотоблок для вашего участка, об этом мы подробно расскажем в этой статье.

Что может мотоблок?

Мотоблок представляет собой бесценный помощник для выполнения широкого перечня сельхоз работ в домашних и фермерских хозяйствах: культивация, посадка растений, сбор урожая, аэрация почвы и добавление удобрений, скашивание травы и это только часть возможностей мотоблока. Специальное навесное оборудование помогает превратить мотоблок в уборщик территории от листвы, грязи и снега, в мотопомпу, даже в вездеход и снегоход, в измельчитель веток или дровокол.

Мотоблоки

Дизельные и бензиновые мотоблоки

По типу двигателя мотоблоки подразделяются на бензиновые и дизельные. Дизельные мотоблоки — выносливые, тяжелые, производительные. По праву считаются профессиональным оборудованием, которое способно обрабатывать территории фермерских хозяйств и возделывать большие земельные участки.

Значительный вес техники помогает качественнее культивировать землю, глубже заводить плуг, фрезы, другие насадки, делает агрегат устойчивее, а значит удобнее в управлении. Дополнительная оснастка позволяет с помощью мотоблока убирать снег, расчищать от пыли, грязи и листьев парковки, перевозить удобрения, урожай, дрова, любые тяжелые грузы и использовать мотоблок, как средство передвижения.

Бензиновые мотоблоки представляют легкую и среднюю группы техники. Такие модели применяются для возделывания небольших участков и территорий средней площади. Бензиновые мотоблоки компактнее, легче, менее шумные и дешевле по цене, чем дизельные аналоги. Активно применяются на дачах, огородах, с дополнительными насадками способны выполнять широкий перечень сельскохозяйственных задач: культивацию почвы, посадку растений, сбор урожая, рыхление, аэрацию, скашивание травы и сорняков.

Мотоблоки

Основные группы мотоблоков

Широкую линейку мотоблоков принято разделять по весовым характеристикам: сверхлегкие и легкие модели, средние мотоблоки и тяжелая техника профессионального класса.

Сверхлегкие мотоблоки, масса которых не превышает 20 кг, располагают мощностью до 3 л.с., что равносильно 2 — 2,5 кВт. Такие модели хороши своей компактностью и маневренностью, удобны в управлении и в транспортировке. Ширина захвата до 30 см, глубина вспашки 8 см.

Легкие мотоблоки массой до 40 кг с двигателями мощностью до 4,5 л.с. — 3,3 кВт. Ширина захвата у таких моделей может достигать 90 см, глубина культивации до 18 см. Оснащаются четырехтактными бензиновыми двигателями и используются для возделывания и обработки территорий до 20 соток.

Средний класс мотоблоков, массой в среднем до 80 — 90 кг, с двигателями до 7 л.с. — 5,2 кВт. Имеют несколько передних и заднюю скорость, поддерживают линейку навесного оснащения для выполнения различных аграрных задач.

Тяжелые мотоблоки, масса которых превышает 90 — 100 кг, вес некоторых моделей достигает 350 кг — представляют собой профессиональную сельскохозяйственную технику с широкими возможностями и моторесурсом, достаточным для выполнения любой работы в сложных условиях, на территориях до 45 Га. Мощность тяжелых мотоблоков может превышать 16 л.с. Такая техника используется в фермерских хозяйствах, кроме аграрных работ транспортирует грузы и применяется, как средство передвижения.

Мотоблоки

Вес мотоблока — плюсы и минусы

Многие считают, что малый вес мотоблока — это недостаток, но это не так. При выборе мотоблока следует обратить внимание на распределение массы техники над колесами. Вынесенные вперед двигатель и технические узлы будут утягивать нос вперед. В этом случае при культивации нагрузка будет действовать на осанку оператора.

Если основной вес техники расположен ближе к пользователю, это создаст нагрузку на его руки. Работа с такими культиваторами будет выматывать и длительно выполнять монотонные рабочие операции будет тяжело.

Легкий мотоблок с центральной развесовкой является оптимальным вариантом. В этом случае дополнительное оборудование всегда можно уравновесить утяжелителем. При этом масса мотоблока увеличится, это улучшит сцепление с поверхностью, а значит и культивация почвы будет эффективнее. Массу малого и легкого мотоблока всегда можно скорректировать, довесив необходимый груз.

Виды редукторов у мотоблока

В основе трансмиссии мотоблока лежит редуктор с возможностью ступенчатого переключения передач. При выборе мотоблока для вашего участка первостепенное внимание стоит обратить на редуктор, который может быть: червячным, цепным, шестеренчатым, шестеренчато-цепным.

Нельзя сказать, что один из них плохой, а другой хороший, просто для каждого класса техники подойдет редуктор определенного типа. Правильное сочетание мощности двигателя и редуктора позволяет мотоблоку выполнять огромный перечень сложных задач и не уступать более дорогим моделям.

Червячный редуктор используется в мотоблоках легкой группы. Такая техника предназначена для обработки мягкой земли. Для целины использование мотоблока с червячным редуктором не рекомендуется, сильные нагрузки могут привести к поломке.

Цепной редуктор. Мотоблоки с цепным редуктором пользуются заметным спросом среди пользователей. Такой рабочий узел демонстрирует оптимальный показатель КПД. Мотоблоки с цепным редуктором справляются с работой высокой сложности, простые в обслуживании и удобны для ремонта.

Шестеренчатый редуктор производится из прочных сплавов, устанавливается на тяжелые мотоблоки, которые рассчитаны на длительные и интенсивные нагрузки, располагает долгим ресурсом службы. Мотоблок с таким редуктором способен возделывать целину, обрабатывать обширные участки территории.

Шестеренчато-цепной редуктор — комбинированный вариант, отличается улучшенными рабочими характеристиками. Предназначен для сложной и тяжелой работы, встречается у тяжелых моделей.

Редуктор является основной разницей между мотоблоком и культиватором. По сути, редуктор — это механическая составляющая, с помощью которой обороты двигателя переходят в силовое вращение оснастки и колес.

Например, у культиватора упрощенная схема редуктора — червячный или цепной, может быть и шестеренчатый, их объединяет одно — неизменяемое передаточное отношение, невозможность переключения передач. То есть культиватор способен двигаться вперед с заданной скоростью, может двигаться назад, если есть задняя скорость, но рычагов переключения передач через редуктор у него нет. Скорость у культиваторов регулируется только за счет оборотов двигателя и органы управления размещены на рукоятке. Отрегулировать крутящий момент не получится. Силовые характеристики мотокультиватора будут соответствовать заложенному в его редуктор передаточному соотношению.

Сцепление в мотоблоке

672.jpg

На мотоблоки устанавливается однодисковая или многодисковая выжимная муфта, которая предназначена для тяжелой техники с высокой мощностью. Ременная передача с простой конструкцией, представляет собой наиболее распространенный вариант, устанавливаемый на мотоблоки разных классов.

Ременное сцепление — шкивы валов двигателя и редуктора стягиваются ремнем. Когда оператор натягивает ремень, мотоблок приходит в движение. Такая система является простой и легко обслуживаемой. Оператор полностью контролирует сцепление при этом в начале движения, мотоблок не делает резкий первый рывок, как в моделях с дисковым сцеплением. При растяжении или разрыве ремня его легко можно заменить не уходя с поля. Если сломается дисковое сцепление, здесь уже без сервисного центра обойтись довольно сложно, а это говорит о лишних хлопотах и о том, что рабочий график будет нарушен.

Вал отбора мощности

Вал отбора мощности (ВОМ) представляет собой свободный шкив на валу двигателя. Валом отбора мощности обычно оснащаются модели, которые относятся к среднему и тяжелому классу, в моделях легкого класса ВОМ тоже встречается. К мотоблоку через ВОМ можно подключить любое активное навесное оборудование: косилку, снегоуборщик, коммунальную щетку, мотопомпу и другую оснастку.

Скорости мотоблока

При выборе техники, обратите внимание на количество скоростей — это одна из важнейших характеристик, которая определяет удобство пользователя в процессе работы.

Коробки передач поддерживают несколько скоростей, а именно: 2 + 1 — две передние скорости и одна задняя, 3 + 1 — три передних скорости и одна задняя, встречается довольно часто. Также есть модели 4 + 2 — то есть четыре передних скорости и две задних.

Чем больше скоростей у мотоблока, тем лучше. Это говорит о плавном, ступенчатом скоростном переходе и позволяет выбрать наиболее подходящий режим под определенную рабочую задачу. Первая скорость должна быть медленной и комфортной для пользователя это позволяет обеспечить максимальную тягу при обработке земли. Ведь для вспашки территории, быстрая скорость фрез не нужна. На быстрой скорости фрезы слишком сильно измельчают, крошат землю, что может плохо сказаться на урожае.

При использовании мотоблока для передвижения его скорость обычно не превышает 30 км/ч. Так что в правах на такую технику нет никакой необходимости.

Дифференциал и поворотная полуось

Развернуть на месте тяжелый мотоблок не так-то просто. Ось у мотоблока заблокирована и колеса в разные стороны или с разной скоростью тоже не крутятся. Тогда оператору приходится разворачивать тяжелую технику с большим усилием. Проблему позволяет решить поворотная полуось, которая помогает развернуть мотоблок на месте без особых усилий, но это не лучше чем настоящий дифференциал.

В мотоблоках с дифференциалом при повороте, колеса вращаются с разной скоростью не зависимо друг от друга. При этом блокировка дифференциала позволяет развернуть мотоблок, если колеса имеют разное сцепление с поверхностью. Дифференциал — это более надежный технический элемент, чем поворотная полуось. Мотоблоки с дифференциалом идеально подходят для пользователей с большими участками свыше 20 соток.

Колёса мотоблока

1660.jpg

Для того чтобы мотоблок имел надежное сцепление с почвой, лучшую проходимость и тяговые способности он оснащается колесами нескольких типов, под определенные рабочие задачи.

Чтобы работать с плугом, выполнять культивацию и другую обработку почвы на участках с плохой проходимостью, на мотоблоки устанавливаются металлические колеса с грунтозацепами. Для обычных участков, передвижения, транспортировки грузов используются резиновые широкие колеса с глубокими протекторами.

Пневматические колеса применяются на мотоблоках для рабочих операций по уборке урожая, посадки культур на территориях с хорошей проходимостью. Если в земле много камней тогда лучше использовать мотоблок с литой колёсной базой, которая способна выдерживать механические удары и повреждения. Такие колёса устанавливают на мотоблоки высокой мощности.

В запасе следует иметь несколько пар колес, тогда можно успешно выполнять широкий перечень работ по культивации почвы, транспортировке грузов и использовать мотоблок для передвижения.

Информация о возможностях колёсной базы, рекомендации по выбору и установке указываются в её маркировке.

Советы по выбору мотоблоков

Итак, подведем итоги и определимся какой мотоблок выбрать — бензиновый или дизельный. Чтобы сделать правильный выбор установите перечень задач и размеры обрабатываемого участка, для которого приобретается техника. Для небольших участков и нерегулярного использования целесообразнее купить бензиновый мотоблок малой и средней мощности.

Бензиновые мотоблоки легче дизельных, популярны у аграриев и приобретаются для работы на участках до 30 соток. Такая техника дешевле чем дизельная по стоимости, в эксплуатации и обслуживании. Легко заводится в любых погодных условиях. Менее шумная, отличается низкой вибрацией руля и больше подходит для пользователей, которые только начинают своё знакомство с мотоблоками.

Дизельные модели мощнее и производительнее бензиновых аналогов, они отличаются высоким моторесурсом и тяговыми возможностями для работы на низких оборотах — это необходимо для эффективной обработки целины и выполнения сложных рабочих операций.

«Дизели» несут широкий перечень навесного оборудования. Экономичны и расходуют мало топлива. Тяжелее бензиновых, вес техники способствует надежному сцеплению с поверхностью и лучшей проходимости. Минус дизельного мотоблока: это сложности с включением техники при низких температурах, но с этим помогает электростартер.

Дизельные модели дороже бензиновых. Но меньший расход топлива быстро окупает разницу в цене, особенно при длительной и регулярной эксплуатации мотоблока. Водяное охлаждение двигателя позволяет дольше работать без перерывов.

Практика показывает, что у дачников и огородников большим спросом пользуются бензиновые мотоблоки, дизельные гораздо габаритнее, тяжелее и используются, преимущественно, для повседневной сложной работы в больших фермерских хозяйствах.

Где купить надежный мотоблок?

Приобрести производительный и надежный мотоблок можно в розничных и интернет-магазине ТМК Инструмент. Предлагаем вашему вниманию широкую линейку сельскохозяйственной техники, лучшие модели от ведущих отечественных и зарубежных производителей. Выбирайте и покупайте подходящий мотоблок по лучшей, низкой цене.

Всегда ждем Вас в розничных магазинах и на сайте ТМК Инструмент!


Мотоблок Нева МБ2 (MX200) PRO
Мотоблок Нева МБ2 MX200 предназначен для сельскохозяйственных работ — вспахивания земли, уборки снега и мусора, сбора урожая, скоса травы, перевозки грузов. Агрегат оснащен валом отбора мощности с ременным приводом для разного навесного оборудования. Обладает мощностью 6,5 л.с. Объем топливного бака 3,9 л позволяет обрабатывать небольшие участки без частой дозаправки. Шестеренчато-цепной редуктор обеспечивает движение на 2 скоростях вперед и 1 назад. К мотоблоку присоединяются 4-6 фрез для вспахивания почвы. Максимальная глубина обработки — 20см. В комплекте пневматические колеса с рельефным узором протектора для преодоления неровных участков. Функция разобщения левого колеса помогает разворачивать мотоблок в ограниченном пространстве.
Мотоблок Нева МБ-Компакт (GB225) + фрезы для культивации
Мотоблок Нева МБ-Компакт способен обработать легкую или суглинистую почву, произвести прополку растений, собрать урожай. Возможность регулировки руля по высоте. Культивирование осуществляется с использованием 4 или 6 фрез. При этом ширина обработки варьируется от 68 до 96 см.
Мотоблок Нева МБ23-МультиАГРО (МХ300) PRO
Мотоблок Нева МБ23 МультиАгро MX300 Pro предназначен для сельскохозяйственных работ — обработки земли, сбора урожая, расчистки снега, уборки мусора, перемещения грузов. Агрегат с валом отбора мощности и ременной передачей позволяет работать с разным навесным оборудованием. Мотоблок оснащен двигателем MX300 мощностью 12л.с. Автоматическая регулировка оборотов позволяет подстроиться под разную нагрузку. Объем топливного бака 5.5л позволяет обрабатывать большие участки без частой дозаправки. Шестеренчато-цепной редуктор МультиАгро обеспечивает 12 скоростей движения — 8 вперед и 4 назад. На мотоблок можно установить 4-8 фрез для вспашки земли. Ширина обработки с фрезами за один проход — 80-125см, глубина культивирования — 25см. Мотоблок поставляется с пневматическими колесами. Рельефный узор протектора помогает преодолевать неровные участки. Двустороннее разобщение колес позволяет легко маневрировать на ограниченном пространстве.